skip to Main Content

Какие документы по пожарной безопасности должны быть на объекте типа офис, магазин, мини-гостиница (хостел), парикмахерская, ресторан и т.д. для прохождения проверки МЧС? Как их подготовить самостоятельно?

В этой статье речь пойдёт о небольших по площади объектах, введённых в эксплуатацию, с установленной и находящейся в исправном состоянии автоматической пожарной сигнализацией (АПС). Многие организации, которые занимаются установкой и обслуживанием пожарной сигнализации предлагают подготовить этот пакет документов для Вас за 10-30 т. рублей и, как правило, он не полный.

Давайте разбираться, что туда должно входить, как это сделать самим и не тратить деньги зря.

  1. Первое, что нужно сделать после установки пожарной сигнализации, это согласно статье 54 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 г. «Об утверждении правил противопожарного режима в РФ», заключить договор на обслуживание пожарной сигнализации. Обслуживание производится не реже одного раза в месяц, организацией, имеющей действующую лицензию МЧС. К договору на обслуживание пожарной сигнализации, Вам должны совершенно бесплатно предоставить следующие документы по пожарной безопасности:
    • Копия лицензии МЧС, заверенная синей печатью  (её подлинность и срок действия можно проверить на сайте МЧС).
    • Инструкция по управлению автоматической пожарной сигнализацией, в которой указывается, как по сигналам приёмно-контрольного прибора определить место предположительного возгорания и какой порядок действий после сигнала «пожар» при наличии возгорания, или при ложном срабатывании системы АПС, согласно статье 10 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 г.. Инструкция по управлению системы АПС распечатывается Вами на листе А4 и размещается в непосредственной близости от приёмно-контрольного прибора, управляющего состоянием системы автоматической пожарной сигнализации, на уровне глаз. Чтобы при отсутствии в данный момент ответственного за пожарную безопасность и эксплуатацию АПС, любой сотрудник мог определить в каком помещении предположительное возгорание, знал как действовать дальше и в случае ложного срабатывания смог отключить оповещение, устранить причину ложного срабатывания (пыль, пар, дым, близко к датчику расположенный светильник, резкий перепад температур, насекомые ищут в датчике дом на зиму 😊 и т.д) и поставить систему под охрану.
    • Журнал по обслуживанию пожарной сигнализации, в который заносятся данные о вашей установке автоматической пожарной сигнализации, её неисправностях, произведённых заменах оборудования, какие работы проводились, адрес объекта, план-график обслуживания на текущий год и т.д. подробнее про журнал можно почитать здесь: обслуживание пожарной сигнализации. Журнал хранится на Вашем объекте и регулярно заполняется обслуживающей организацией.
    • Акт приёма-передачи на обслуживание Вашей системы пожарной сигнализации, где отмечена её исправность, после подписания этого акта исправность пожарной сигнализации и её своевременный ремонт (после Вашего сообщения о неисправности или при её выявлении во время обслуживания) гарантирует компания с которой заключен договор на обслуживание пожарной сигнализации.
    • Акт выполненных работ по обслуживанию пожарной сигнализации, предоставляется ежемесячно и свидетельствует о выполнении работ по обслуживанию. На этом документы, связанные с обслуживанием, закончились.
  1. План эвакуации. Согласно статье 5 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 г. Должен быть выполнен на фотолюминесцентной бумаге (светится в темноте) и соответствовать ГОСТ Р 12.2.143-2009 пункт 6.2. Размер 60х40 см. Без труда найдёте в интернете, кто для Вас его сделает. Стоимость от 2500 рублей. Для его изготовления Вам понадобится актуальный поэтажный план, остальное подскажет тот, кто будет его делать. Обсудите расстановку на нём огнетушителей, потом приобретёте их и разместите в указанных на плане местах. План эвакуации размещается в том месте, которое на нём указано, что он там расположен, обсудите место установки с производителем плана. Должен хорошо просматриваться со всех сторон.
  2. Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность на объекте, он же будет ответственным за эксплуатацию системы автоматической пожарной сигнализации, должен уметь управлять АПС и определять её исправность (обучение проводит обслуживающая организация, входит в цену договора). В случае неисправности ответственный сообщает об этом организации обслуживающей пожарную сигнализацию, расписывается в журнале по обслуживанию пожарной сигнализации. Приказ составляется в свободной форме. Следовательно если приказа нет, то ответственным является Руководитель организации.
  3. Удостоверение об окончании курса «Пожарно-технический минимум». Его получает ответственный за пожарную безопасность после прохождения обучения по пожарно-техническому минимуму, в интернете предложений масса, цены разные, в зависимости от очного или заочного обучения. Не рекомендуем «покупать» только удостоверение, во-первых, это противозаконно, а во-вторых, пройдите обучение и узнаете много нового по пожарной безопасности за те же деньги, плюс это может спасти кому-то жизнь.
  4. Журнал инструктажа сотрудников по пожарной безопасности. Инструктаж сотрудников проводит ответственный за пожарную безопасность, после этого, сотрудник прошедший инструктаж расписывается в журнале. Приобрести можно в профильных магазинах, или сделать самим из обычной тетрадки, назвав её соответствующим образом и начертив соответствующие столбцы.
  5. Исполнительная документация на установленную систему АПС. Согласно Постановлению Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 г. статья 54 третий абзац. При проверке спрашивают редко, но по закону должно быть.
  6. Журнал учёта огнетушителей тоже входит в документы по пожарной безопасности. Все огнетушители на объекте пронумеровываются крупно маркером 1,2,3… В журнале указываются данные: номер огнетушителя, его тип, дата производства, дата перезарядки, дата следующей перезаправки, состояние, вес, давление (на манометре стрелка должна быть в зелёной зоне) и т.д. Журналы можно приобрести, как и огнетушители в специализированных магазинах. Контролируется состояние огнетушителей каждые 3 месяца (вес, давление, внешнее состояние) ответственным за пожарную безопасность, о чём производится запись в журнале учета огнетушителей. Смысл журнала в том, чтобы можно было быстро понять какие огнетушители имеются, сколько их, в каком они состоянии, когда их нужно перезаряжать и когда крайний раз проводилась их проверка.
  7. Акт замера сопротивления изоляции. Многие забывают включить его в список документов по пожарной безопасности. Замер производится специализированной организацией, имеющей сертифицированную электролабораторию один раз в три года, согласно ПТЭЭП п. 2.12.17. Стоимость от 6000 рублей.
  8. Наклейки, знаки пожарной безопасности. Согласно документу «Нормы пожарной безопасности НПБ 160-97» Таблица № 3.
  9. При наличии противопожарного водопровода акты и протоколы по перекатке пожарных рукавов, проверке (испытании) внутреннего противопожарного водопровода, насосной станции, обводной задвижки, гидрантов.

Этот список документов по пожарной безопасности может попросить предоставить инспектор МЧС, при проведении плановой или внеплановой проверки пожарной безопасности на Вашем объекте. Что-то спрашивают чаще, что-то реже, но лучше подстраховаться и подготовить все. На крупных предприятиях добавляется определение категорийности помещений, расчет пожарных рисков, проект и т.д., но об этом поговорим в другой статье.

Какой штраф за нарушение требований пожарной безопасности? От чего зависит сумма?

Сумма штрафа регламентируется согласно статье 20.4., документа «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) и составляет:

  • Физическое лицо — от 2000 до 3000 рублей
  • Должностное лицо — от 6000 до 15000 рублей
  • ИП — от 20000 до 30000 рублей
  • Юридическое лицо — от 150000 до 200000 рублей
Появились вопросы? Свяжитесь с нами!
Back To Top
×Close search
Поиск